Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Работали много – без передышки и выходных, без оглядки на возраст и на пределе своих возможностей. В юбилейный год Великой Победы мы продолжаем знакомить вас с людьми, благодаря которым фронт никогда не испытывал нехватки ресурсов. Самоотверженность и массовый героизм тружеников тыла стали основой для победы над врагом. О том, как жили и работали в те страшные годы, плакали о погибших и радовались вернувшимся с войны в небольшой деревеньке Куе, рассказала старейшая жительница Тамара Степановна Карманова.
– Местная я, здешняя. Процветала и разорилась на моих глазах деревня... – Наш разговор только начался, а у собеседницы уже выступили слёзы: ветерану сложно справиться с нахлынувшими воспоминаниями и эмоциями. Оно и понятно: за плечами целая жизнь. Тамаре Степановне в нынешнем году исполнилось 94 года.
– Не плачь, не плачь, – успокаивают её дочери Татьяна и Клавдия. Обе уже на пенсии, живут с мамой, приехали специально, чтобы помогать по хозяйству. В деревне работы хватает: и траву скосить, и печь истопить, да и веселее вместе.
– Мама моя, Фелициада Семёновна – височная, с Виски, а отец, Степан Иванович – здешний. Работали родители в колхозе, всего-то нас было пятеро в семье. Четыре брата да одна я, – негромким, но уверенным голосом продолжает рассказчица.

Трое старших братьев попали на фронт. Фёдор Степанович Куркин, родившийся в 1914 году, по данным ОБД «Мемориал», служил на Карельском фронте в составе 19-й армии 217-го стрелкового полка, где занимал должность старшины, был помощником командира взвода. По информации из донесения о безвозвратных потерях, умер Фёдор Степанович 12 января 1943 года в эвакуационном госпитале в Кандалакше Мурманской области. Его похоронили на местном кладбище. Родственники отмечают, что он был участником Советско-финляндской войны.
– Никто и не вспоминает финскую-то войну. Вот тогда и двоюродные братья ушли – Николай, Фёдор и Никандр Яковлевичи Шевелёвы, да там и остались. Все погибли. Три братана...
В подтверждение маминых слов дочь Клавдия показывает семейную реликвию – Книгу Памяти Ненецкого автономного округа. Есть в ней данные и о родном брате нашей героини – Никифоре Степановиче. Всего несколько строк: родился в 1919 году в деревне Куя Нижне-Печорского района, пропал без вести в 1941 году. В базе данных «Мемориал» информация о нём не выявлена.
В какой-то момент семья долго ждала весточки и от третьего брата, Ануфрия Степановича Куркина. Перед началом войны он успел поработать учителем в Хорей-Верской школе, в 1941 году окончил Московское высшее военное командное училище. С первых дней войны попал на фронт в составе 26-й гвардейской стрелковой дивизии.
Ануфрий Степанович за храбрость, мужество и отвагу, проявленные в боях, был награждён орденом Отечественной войны II степени (дважды), орденом Красной Звезды (дважды), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «За оборону Москвы», медалью «За оборону Советского Заполярья» и медалью «За боевые заслуги».
Во время боевых действий Ануфрий был ранен, и три месяца семья не получала от него вестей. Наконец пришло письмо, в котором он сообщил, что лежит в госпитале. Мать, получив конверт-треугольник, сначала испугалась, думая, что сын погиб, но, прочитав, обрадовалась и расплакалась от счастья – жив! Ануфрий пройдёт всю войну, будет опорой и поддержкой своей семье на долгие годы.
Работы хватало, людей не хватало
Не суждено было главе семейства испытать гордость за сына. Степан Иванович умер в декабре 1941 года.
– Заболел, наверное. Ходил сетки тряс, да там и умер – на рыбалке, – рассказывает Тамара Степановна, снова вытирая глаза. В жизни семьи Куркиных наступили тяжёлые времена. Кроме десятилетней Тамары у мамы был ещё восьмилетний Юра.
– Мама одна нас двоих ро´стила. Худо было во время войны-то, ись было нечего. – Живая речь рассказчицы звучит просто, передаёт сдержанный, но твёрдый характер героини. – Тогда никто хорошо не жил. Особенно на Севере – холод да голод. Мама в колхозе работала на разных работах, да какие уж там доходы были... Кое-как во время войны-то не умерли. В школе в Никитцах одного взяли на готовое питание – в столовой кормили. Другой уж так – из дома носили что есть. Карточки выдавали на 200 грамм хлеба – вот так и жили...
При этом дети помогали взрослым в колхозе, трудились на полях, на сенокосе, на скотном дворе, занимались заготовкой дров.
– Тогда и свету-то, электричества не было. Скота обряжали, так лампы носили от столба к столбу. Помогали. Надо было – делали, – вздыхает труженица. Вспоминает: полегче стало в 1943-м, когда стали получать посылки с офицерским пайком старшего брата.
Василий Григорьевич и Тамара Степановна Кармановы прожили душа в душу 67 лет!
– С мужем жили мы хорошо, дружно. Он не пил, не курил. Не ругались – нечего было делить-то, да и некогда было. Держали свою корову много лет, овец. Он в шесть утра встанет, уедет на работу, я в пять часов уходила на дойку – в колхозе дояркой отработала двадцать с лишним лет. В лес ездили вместе: за ягодами, грибами, сеном. Всё везде вместе.
Вот такой простой секрет семейного счастья: честно трудиться, поддерживать и уважать друг друга в повседневной жизни. Кармановы всегда были примером для односельчан, по праву заслужили признание и безграничное уважение – оба супруга удостоены звания «Почётный житель Приморско-Куйского сельсовета».
Не чурались никакой работы, за всё брались. Надо ли говорить, что благодаря такой несокрушимой решимости колхозников, порой граничащей с жертвенностью, страна смогла выдержать испытание войной, выстоять и победить.
А жизнь продолжается...
Наступило новое время – восстановления и строительства мирной жизни. В небольшой деревеньке Куе были начальная школа, ФАП, животноводческая ферма, проживало около 200 человек. Массовый отток населения начался в конце 90-х, когда ликвидировали ферму.
– Как увезли в Красное коров-то наших, так всё распалось, – вспоминает Тамара Степановна.
– Теперь уже и колхозные дома разрушаются. По деревне идёшь – дыры, значит, дома тут стояли, – подхватывают разговор дочери. Сегодня в деревне зимует, как говорят на Севере, ночует 25 человек.
– Меня сейчас одну-то не оставляют. Дочки всё делают, – добавляет Тамара Степановна.
– Может ещё и воды в баню принести, дрова занести, – возражают Клавдия и Татьяна, заботливо поглядывая на мать.
– Маленько шевелюсь ещё, – улыбается женщина: хороших дочерей вырастила. У Тамары Степановны двое внуков и пятеро правнуков. Несмотря на то что ехать к ней – не ближний свет, находят время, чтобы навестить бабушку. Эти стены помнят смех и радость многих семейных встреч. Наверное, в этом и заключается истинная ценность жизни: пройти свой путь так, чтобы в старости тебя окружали любимые и родные люди. Время летит быстро, но есть моменты, которые остаются в сердце навсегда.
– Второй год пошёл, как муж умер, – с грустью в голосе говорит женщина.
– А ты живи ещё, живи, – подбадривают её дочери.

Здоровья вам, бодрости духа на долгие годы и низкий поклон за труд и за любовь к деревне, Тамара Степановна! Жизнь продолжается, и в ней всё ещё есть место для радости и любви.
Автор Екатерина Ворончихина, фото автора и их личного архива героини публикации
4 апр 2025 г.
Дорогие земляки!
Поздравляем вас с Днём Заполярного района!
31 дек 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени администрации и Совета Заполярного района поздравляем вас с наступающим Новым годом и Рождеством!
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!