Общественно-
политическая
газета
Заполярного
района
Издаётся
с 12 ИЮЛЯ 2013 ГОДА
выходит один раз
в две недели - пятницу
Итоги эксперимента по государственному контролю (надзору) в отношении строительной продукции на территории Архангельской области.
ЦМТУ Росстандарта является территориальным органом Росстандарта в Центральном и Северо-Западном федеральном округах Российской Федерации. В настоящее время Росстандарт уполномочен осуществлять надзор в отношении продукции: топливо (бензин и дизельное топливо, судовое топливо и мазут), колесные транспортные средства и их компоненты, находящиеся в обращении (до начала их эксплуатации), электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Полномочия Росстандарта по надзору были существенно изменены с 1 июля 2021 г. в связи с проведением реформы контрольной (надзорной) деятельности. Определенные виды продукции остались без надзора, что вызвало серьезную обеспокоенность у добросовестных производителей, так как более дешевая контрафактная продукция вытесняет продукцию, соответствующую обязательным требованиям по качеству и безопасности, но более дорогую.
Особенно высокий объем контрафактной и фальсифицированной продукции отмечался в группах продукции, используемой при строительстве: кабельно-проводниковая продукция, цемент, сухие строительные смеси, растворы строительные, бетон товарный, радиаторы отопления и конвекторы отопительные.
Для примера значимости осуществления надзора следует упомянуть, что до 2016 г. обязательные требования к цементу установлены не были. Рынок был наводнен контрафактными изделиями.
По инициативе союза производителей цемента «Союзцемент» с апреля 2016 года была введена обязательная сертификация цементов, организовано проведение надзорных мероприятий, что по данным Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции только в 2017 году привело к сокращению объема теневого сегмента на 48%, а к сокращению объема упущенной выгоды бюджета Российской Федерации и хозяйствующими субъектами на 11,7 млрд. руб.
С учетом изложенного по инициативе ассоциаций производителей продукции Правительством РФ было принято решение об отнесении в порядке эксперимента к предмету надзора Росстандарта надзора за соблюдением обязатель- ных требований к указанной продукции. Эксперимент проводится с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г.
По итогам мероприятий, проведенных в данный период, будет принято решение о целесообразности дальнейшего осуществления федерального государственного контроля (надзора). На территории Архангельской области функции по надзору исполняет отдел (инспекция) по Мурманской области, Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта.
Приведем основные результаты эксперимента по надзору в Архангельской области за год, прошедший с начала эксперимента. В рамках эксперимента могут проводиться только внеплановые проверки по согласованию с органами прокуратуры. Без согласования - проверки по поручениям Правительства РФ и по требованиям прокуратуры.
Неограниченно проводятся выездные обследования. В ходе выездных обследований в торговых залах магазинов без какого-либо участия представителя продавца осуществляется осмотр продукции в части маркировки, содержания эксплуатационных документов, наличия сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Испытания (экспертиза) проб (образцов) продукции в ходе выездных обследований не предусмотрены.
В отчетном периоде проверки отделом не проводились, так как обращения, которые могли бы послужить основанием для надзорного мероприятия, в Архангельской области не поступали. Не выдавались поручения Правительства РФ и требования прокуратуры.
Проведено 185 выездных обследований без взаимодействия с контролируемым лицом (37 – кабельная продукция, 67 – отопительные приборы, 40 – цемент, 41 – смеси сухие строительные).
Нарушения обязательных требований установлены по результатам 35 выездных обследований (8 – кабельная продукция, 7 – отопительные приборы, 12 – цемент, 8 – смеси сухие строительные), что составляет 19% от общего количества выездных обследований.
Среди нарушений были следующие. На маркировке отопительных приборов не была указана информация о дате изготовления. В паспорте на отопительные приборы отсутствовала информация о приемке изделия ОТК, о дате изготовления, необходимые указания по установке приборов в помещениях.
На упаковке смесей сухих строительных отсутствовала информация об условном обозначении продукции, дате изготовления. На упаковке и этикетке цемента отсутствовала информация об изготовителе, адресе изготовителя, дате изготовления, обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготавливают и поставляют цемент, краткая инструкция по применению, неправильно указано условное обозначение продукции. В маркировке на оболочке кабеля отсутствовала информация об изготовителе, наименовании страны, где изготовлено низковольтное оборудование.
Отсутствовали сведения о наличии сертификата соответствия на кабель, цемент, отопительные приборы и декларации о соответствии смесей сухих строительных, продукция не была маркирована знаком обращения. В отдельных случаях в нарушение правил подтверждения соответствия декларации о соответствии смесей сухих строительных были приняты на срок более 5 лет.
Особо следует отметить, что ЦМТУ Росстандарта регулярно выявляется цемент, который был закуплен организациями-фасовщиками у изготовителей цемента и расфасован в мелкую упаковку, на которой указано наименование изготовителя, не дававшего разрешения на фасовку продукции от его имени.
Разумеется, сертификат соответствия на расфасованную продукцию организации-фасовщики не получают. Хотя фасовка продукции является частью производственного процесса, в ходе которой состав цемента может быть изменен. Также на качество продукта влияет соблюдение условий хранения при фасовке. Организации-фасовщики должны нести ответственность за соблюдение обязательных требований к цементу перед конечным потребителем.
Также были установлены факты, когда в реализации находился некий продукт, название которого похоже на обозначение портландцемента, предусмотренное государственными стандартами. На ценнике в магазине указано, что данная продукция реализуется как цемент. При этом продукция не проходила процедуру обязательной сертификации, предусмотренной для цемента. Следовательно, неизвестно будет ли обеспечена прочность постройки, которая велась с использованием этой продукции, не содержатся ли в продукции опасные химические и радиоактивные вещества.
По итогам выездных обследований в качестве профилактической меры продавцам продукции, а также изготовителям (фасовщикам) продукции, сведения о которых были указаны на маркировке продукции, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» направлены уведомления о поступлении информации о несоответствии продукции обязательным требованиям с требованием провести проверку достоверности информации.
Привлечение к административной ответственности за нарушение обязательных требований, выдача предписаний об устранении нарушений по итогам выездных обследований не осуществляется. Действующим законодательством установлено, что контролируемые лица не обязаны сообщать в надзорный орган о мерах, принятых по поступившим предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований. Однако положениями Федерального закона №184-ФЗ установлена обязанность провести проверку достоверности поступившей информации и направить результаты такой проверки в надзорный орган. Неисполнение данного требования влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ.
По 45 уведомлениям, направленным отделом, контролируемыми лицами проверка достоверности проведена, из них: по 40 уведомлениям приняты меры по устранению нарушений, разработаны и согласованы с заместителем руководителя Росстандарта и руководителем ЦМТУ Росстандарта 3 программы мероприятий по предотвращению причинения вреда при реализации отопительных приборов сроками исполнения - 30.09.2025г., 15.10.2025г., 31.03.2026г. соответственно. По 1 уведомлению информация не подтвердилась, по 4 уведомлениям срок ответа не истек.
Таким образом, имеющиеся результаты проведения государственного контроля (надзора) в рамках эксперимента подтверждают обеспокоенность ассоциаций в части того, что отсутствие надзора за соблюдением обязательных требований к продукции, в отношении которой проводится эксперимент, приводит к значительному увеличению количества контрафактной, фальсифицированной продукции на рынке. Проведение надзора является обоснованным и необходимым. Однако и потребителю со своей стороны необходимо проявлять бдительность при выборе товаров, обращать внимание на маркировку, наличие сопроводительных документов. Требовать у продавца представления документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям (сертификат соответствия – на кабельную продукцию, цемент, отопительные приборы; де- кларация о соответствии – на смеси сухие строительные, растворы строительные, бетон товарный).
При наличии информации о нарушениях обязательных требований к кабельно-проводниковой продукции, цементу, сухим строительным смесям, растворам строительным, бетону товарному, радиаторам отопления и конвекторам отопительным следует обращаться в отдел (инспекцию) по Мурманской области, Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта по адресу: 163060, г. Архангельск, ул. Шабалина, д. 3, e-mail: arh@cmtu.ru.
Информация ЦМТУ Росстандарта
4 апр 2025 г.
Дорогие земляки!
Поздравляем вас с Днём Заполярного района!
31 дек 2024 г.
Уважаемые земляки!
От имени администрации и Совета Заполярного района поздравляем вас с наступающим Новым годом и Рождеством!
9 мая 2024 г.
Уважаемые земляки!
Примите сердечные поздравления с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!